Табунский район Алтайского края
Муниципальное образование

Качество и безопасность продовольственных товаров

Автор: Роспотребнадзор
Каждый человек мечтает быть здоровым. Мы тратим уйму времени и денег: посещаем врачей, пьем витамины и различные биодобавки, забывая чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, в том числе правильно питаться качественными и безопасными продуктами.
Качество и безопасность продовольственных товаров.

Безопасность пищевых продуктов – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью человека. Пищевая продукция, находящаяся в обращении в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.

Показатели безопасности пищевой продукции установлены в технических регламентах.

В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.

Для обеспечения безопасности в течении всего цикла оборота пищевой продукции производитель должен установить сроки годности и условия хранения пищевой продукции.

При покупке продуктов питания в большинстве случаев определить качество и безопасность продуктов можно органолептическим способом.

Не качественными признаются продукты, имеющие явные признаки недоброкачественности, не соответствующие требованиям технических регламентов, без сведения о соответствии продукта обязательным требованиям, без информации о товаре, изготовителе, сроке годности, с истекшим сроком годности.

Наличие явных признаков порчи: гниения, окисления, плесневения, прогоркания, осаливания, брожения - причина для отказа от покупки и основание для обращение в органы Роспотребнадзора.

Признаки недоброкачественности некоторых продуктов:

Мясо. Наличие слизи на поверхности, цвет на разрезе серый или зеленоватый, консистенция мягкая, запах неприятный. Если мясо замороженное,  прежде чем его положить в холодильник или отдаивать, запах можно проверить также путем погружения нагретого ножа в толщу мяса. Неприятный запах свидетельствует о недоброкачественности продукта. Следует обращать внимание на наличие посторонних включений в мышечную ткань мяса (белесоватые пузырьки могут свидетельствовать о финнозе мяса).

Рыба. Признак недоброкачественности свежей рыбы - наличие слизи, неприятного запаха, плесени, пораженность рыбы гельминтами; у соленой рыбы - появление ржавчины, красного налета, загар (потемнение мышечной ткани вдоль позвоночника, сопровождающееся неприятным запахом), наличие в жабрах или чешуе рыбы личинок мухи, дряблая консистенция; у вяленной рыбы признаком недоброкачественность может послужить влажная, липкая поверхность, запах затхлости, мягкое мясо мышц, запах окислившегося жира.

Молоко. Пороки молока - слизистая, творожная, бродящая, водянистая, песчанистая консистенция свидетельствует о загрязнении молока микрофлорой, примесью молозива, заболевании животных. Прогорклый вкус возникает у молока под действием солнечных лучей или загрязнений микрофлорой. При развитии молочнокислых бактерий быстро нарастает кислотность, молоко сквашивается (становится кислым).

Яйцо. Качество яйца определяется путем осмотра и овоскопирования (согласно п. 8.16 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. 8.16. проверка качества яиц проводится в местах продажи яиц по просьбе покупателей продавцом на овоскопе). Не покупайте яйца с загрязнением, боем (поврежденной скорлупой, миражные (изъятые из инкубатора неоплодотворенные яйца), с дефектами: «красюк» (смешивание желтка с белком образуется при длительном хранении яиц, при овоскопировании таких яиц видна масса желтоватого цвета), «выливка» (смешивание желтка и белка), «малое пятно» «тумак» (яйцо не прозрачное, из-за образования на подскорлупных пленках плесени различных цветов), с кровяными пятнами и кольцами (это оплодотворенное яйцо с развитием зародыша, которое хранилось при транспортировке с повышенной температурой), «запашистые» с посторонними запахами.

Плоды, фрукты, овощи. Согласно требованиям СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» в организациях торговли запрещается реализация загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов. Окажитесь от покупки поломанных, поврежденных, увядших, морщинистых, раздавленных, поврежденных грызунами, подмороженных овощей. Не употребляйте в пищу позеленевший картофель.

Хлебобулочные изделия. Мякиш должен быть пропеченный, не влажный на ощупь, эластичный. Пористость развитая, без пустот и уплотнений, без комочков и следов непромеса. Цвет – от светло-желтого до коричневого (для изделий из пшеничной муки); от светло – до темно-коричневого (для изделий пшенично-гречневой, ржаной муки). Вкус и запах – свойственный виду изделий  - с привку. В изделиях не допускаются признаки болезней и плесени, посторонние включения и хруст от минеральной примеси.

Порядок действий:

ШАГ 1.

В случае приобретения Вами товара ненадлежащего качества в первую очередь следует обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в 2 экземплярах. В претензии нужно указать:

  • сведения о товаре (наименование товара, изготовителя, дату изготовления и упаковки, сорт, срок годности, массу нетто, термическое состояние (охлажденное, замороженное) и др. отличительные признаки товара, указанные на маркировке);
  • признаки недоброкачественности;
  • требование потребителя, предусмотренное ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • прилагаемые документы, подтверждающие факты, указанные в обращении.

ШАГ 2. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии), либо направить по почте письмом с уведомлением о вручении. В случаи личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.

В соответствии с п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случаи необходимости провести проверку качества. Покупатель вправе присутствовать при этом.

В случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить такое заключение в суде.

Важно! Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности, поэтому не покупайте товар с истекшим сроком годности.

ШАГ 3. О нарушения срока годности, условий хранения, ненадлежащем качестве сообщить в Роспотребнадзор с просьбой проведения проверки соблюдения продавцом законодательства в области защиты прав потребителей (правил продажи, санитарных правил, технических регламентов)

ШАГ 4. Если требования не удовлетворены в добровольном порядке, следует  обратиться с исковым заявлением в суд.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie